Афазия это речевая дисфункция. Ее проявления и коррекция

Афазия это речевая дисфункция. Ее проявления и коррекция

Афазия это ранее сформировавшееся расстройство речевой деятельности, сопровождающееся полной или частичной потерей способности разговаривать или понимать речь других людей

Форма нарушения речи напрямую влияет на проявление данной патологии. По своей специфике речевые симптомы проявляются в речевых эмболах, персеверациях, логореях, контаминациях, алексиях, акалькуляциях, аграфиях и т. д.

Пациентам необходимо пройти обследования психологических процессов, неврологических статусов и речевых функций. Пациенты проходят курс лечения основного заболевания и специальное обучения восстановления речи, которое подбирается в зависимости от типа патологии (моторная афазия, сенсорная афазия, семантическая афазия,амнестическая афазия)

Причины афазии


Такое расстройство может появиться в процессе любого заболевания, разрежающего или нарушающего височную, лобную, теменную долю коры головного мозга или пути нервных клеток, взаимодействующих с данными областями и другими его отделами.

Среди ключевых причин следующие:

  1. Хроническое или острое (инсульт) нарушение кровообращения.
  2. Травма или опухоль в головном мозге.
  3. Демиелинизирующие заболевания с разрушением миелиновой оболочки нейронов периферической или центральной нервной системы. Например, рассеянный энцефаломиелит – болезнь инфекционного происхождения с образованием в мозжечке и головном мозге множества очагов демиелинизации, а также рассеянный склероз – образование в головном мозге и мозжечке большого количества мелких очагов демиелинизации.
  4. Гнойный абсцесс.
  5. Отравление промышленными ядами или тяжелыми металлами.
  6. Эпилепсия – заболевание с появлением эпитептогенного очага в головном мозге, с периодичностью генерирующего электрический заряд.
  7. Дегенеративные заболевания – нарушение строения тканей, медленно прогрессирующее в головном мозге. Например, болезнь Крейтцфельда-Якоба – заболевание инфекционной природы, проявляющееся множественными неврологическими симптомами и прогрессирующим слабоумием.

Классификация


Различными исследователями предпринимались неоднократные попытки систематизировать формы болезни на основе лингвистических, анатомических и психологических критериев.

По запросам клинической практики в наибольшей степени удовлетворительной оказалась классификация афазии по А.Р. Лурия.

Данная классификация учитывает с одной стороны характер нарушений, и с другой – локализацию очага поражения в преобладающем полушарии.

А.Р. Лурия выделил следующие типы:

  1. Афферентная моторная афазия проявляется при действии на нижние отделы постцентральной коры, присоединенной к роландовой борозде. Главным нарушением при моторной афазии является кинестетическая артикуляционная апраксия, проявляющаяся в затруднении выбора отдельной артикульной позиции для произнесения звука.
  2. Эфферентная моторная афазия поражает нижний отдел премоторной области (зоны Брока). Главным речевым дефектом является кинетическая артикуляционная апраксия, блокирующая переключение с одной артикуляторной позы на другую.
  3. Акустико-мнестическая форма – поражение внеядерных отделов слуховой коры (средней височной извилины). В процессе понижения восприятия слуховых следов не работает слухоречевая память или зрительное представление окружающих предметов.
  4. Схема локализации афазии

    Схема локализации разных форм афазии в левом полушарии коры головного мозга.Передняя и задняя речевые зоны по А.Р. Лурии

  5. Акустико-гностическая предполагает локализацию патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верней височной извилины). Нарушение фонетического слуха, синтеза, анализа и дальнейшая утрата восприятия разговора людей – доминирующие дефекты при афазии Вернике.
  6. Амнестико-семантическое расстройство связано с поражением задневисочных и переднетеменных областей. Амнестическая форма выражается специфическими трудностями, связанных с забыванием названий явлений или предметов, нарушением восприятия грамматического смысла выражений.
  7. Динамическая патология проявляется в поражении заднелобных областей, способствует дисфункции коммуникативных способностей.
  8. В случаях обширного нарушения коры доминантного полушария, отвечающего за сенсорные и моторные речевые зоны, появляется тотальная афазия — сбой в восприятии фраз и способности разговаривать. Некоторые формы могут иметь смешанный характер: сенсомоторные, эфферентно-афферентные и т. д.

Симптоматика



Расстройство формирования речи – объединяющий симптом афазии. В зависимости от зоны поражения различных областей коры головного мозга или путей его прохождения тир афазии может меняться:

  1. Сенсорная афазия (Афазия Вернике)проявляется при повреждении височной доли (преимущественно левой) или путей прохождения, взаимодействующих с остальными отделами. Проявляется в отсутствии взаимодействия функции слуха и речедвигательной зоны головного мозга (пациент не понимает, о чем он говорит).

    Выражается в следующем:

    • речь пациента не содержит смысла, фразы между собой не согласованы;
    • безуспешные попытки выразить свои мысли окружающим множеством слов;
    • речевые расстройства не дают построить продуктивный разговор, при способности концентрации внимания и полном сохранении сознания;
    • у возмущенного человека создается впечатления, что его речь не понимают окружающие (он не замечает своего дефекта).
  2. Моторная афазия (Афазия Брока) проявляется при повреждении речедвигательного центра в лобной области коры головного мозга (преимущественно левой) и путей прохождения, связывающих эти доли с остальными его областями.

    Расстройство связано с нарушением образования предложений, человек имеет представление, о чем говорить, но слова не связываются между собой или речь вовсе не начинается.

    • скудная, отрывистая речь человека заканчивается молчанием.
    • попытки выстроить четкий очерченный диалог заканчивается неудачей;
    • пациент осознает ситуацию и предпочитает молчать.

    Моторная афазия влияет на разговорную речь человека, при этом он понимает все слова, а сенсорная афазия, наоборот, блокирует восприятие речи, но человек может произносить слова и фразы.

  3. Повреждением теменной доли головного мозга или путей прохождения, связывающих данную область с другими зонами головного мозга, характеризуется семантическая форма патологии. Сложные понятия вызывают у человека трудность в их восприятии. Он не может вести конструктивный диалог, не определяет связи между фразами и понятиями.
  4. Повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга и путей прохождения, взаимодействующих областей головного мозга, характеризуется амнестический тип болезни. Человек затрудняется называть предметы и вещи при полноценном и адекватном диалоге.

Диагностика



Стоит рассмотреть комплексную диагностику для максимально точного определения причины патологии и дальнейшего плана лечения.

  1. Анализ анамнеза и жалоб при заболевании:
    • выяснение события, предшествовавшего началу развития расстройства: нарушение кровообращения в мозгу, черепно-мозговая травма, судорожный припадок;
    • определение сроков появления нарушений (нарушение формирования предложений, непонимание устного текста на родном языке).
  2. Осмотр у невролога: появления нарушений в разговоре или других неврологических симптомов – опущение уголка рта, асимметрия лица, при высовывании языка из полости рта его отклонение в сторону, неполное закрытие глаз при зажмуривании, изменение высоты рефлексов, появление слабости в конечностях.
  3. Осмотр у логопеда: диагностика появившихся нарушений, составление курса по восстановлению речи.
  4. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  5. МРТ и КТ головы позволит детально обследовать изменения, обнаружить отклонения в его структуре тканей, определить наличие кровоизлияний, опухолей, гнойников, очагов распада нервной ткани.
  6. Магниторезонансная ангиография (МРА) — способ диагностики, позволяющий провести оценку целостности и проходимости сосудов в полости черепа, обнаружить мешковидные расширения артерий (аневризмы), сосудистые мальформации, окклюзии и стенозы сосудов.

Лечение и коррекция



Коррекция при рассматриваемой патологии должна затрагивать логопедическую сферу и медицинскую. Задачей нейрохирурга и невролога будет наблюдение пациента и лечение посредством медикаментозной терапии, активной реабилитации и хирургического вмешательства при необходимости.

Занятия с логопедом должны быть направлены на коррекцию, важно поставить перед пациентом цель восстановить и развить активные периферические анализаторы, работать над письмом, чтением, а также импрессивной и экспрессивной сторонами речи.

  • динамическую схему произношения слов следует восстанавливать при моторной афазии;
  • на дифференциацию кинестетических признаков фонем работу необходимо направить при афферентной форме болезни;
  • акустико-мнестическая форма требует преодоления дефектов зрительной и слухоречевой памяти;
  • восстановление понимания речи и фонематического слуха является основной целью акустико-гностической афазии;
  • работа логопеда должна быть направлена на преодоление импрессивного аграмматизма при амнестико-семантической форме патологии;
  • динамическая форма требует стимуляции речевой активности и устранения дефектов внутреннего планирования и программирования речи.

Для предотвращения фиксации патологической симптоматики необходимо начать коррекционную работу как можно раньше после получения разрешения от врача.

Длительность такого процесса может составлять 2-3 года, важно заручиться поддержкой не только логопеда, но также родственников пациента, самого больного и его лечащего врача.

В молодом возрасте наблюдается лучшая динамика, но возникшая в возрасте 5-7 лет акустико-гностическая форма болезни может стать причиной глубокого нарушения речевого развития или полной потере речи. Заикание является стандартным побочным эффектом при спонтанном выходе из афазии моторного типа.

Профилактическая работа должна быть направлена на своевременное устранение опухолевых новообразований мозга, а также предупреждение черепно-мозговых и сосудистых травм. Будьте здоровы!


Видео на тему: «Афазия.Лечение афазии», врач-невролог М.М. Шперлинг