Как и почему проявляется аутизм у ребенка?

Как и почему проявляется аутизм у ребенка?

Аутизм у детей – одно из наиболее загадочных и неоднозначных заболеваний, точные причины возникновения которого до сих пор не установлены.

Примерно в каждой 250-й семье из тысячи проявляется следующий сценарий развития маленького ребенка: достигнув 2-3-летнего возраста, чадо все так и не научилось нормально разговаривать, у него отсутствует интерес к обычным детским развлечениям, он не может нормально общаться с представителями социума.

Родители, веря в лучшее, полагают, что у их детей просто такой характер и со временем все станет хорошо. Но проблема в том, что именно такими симптомами чаще всего проявляется аутизм.

Если у вашего ребенка отмечаются подобные проблемы, поторопитесь показаться врачу для подтверждения или опровержения диагноза. Сейчас же вам предлагается узнать, каковы причины возникновения рассматриваемого заболевания у детей, как может проявиться аутизм у ребенка и есть ли надежда на выздоровление.

Видео на тему: Симптомы аутизма у новорожденных и детей дошкольного возраста. Ранний детский аутизм

Как проявляется аутизм у детей?




Загадочность и неоднозначность рассматриваемого заболевания, помимо всего прочего, заключается в том, что его симптомы у одного ребенка могут кардинально отличаться от характерных особенностей, отмечающихся у других детей.

Наряду с этим, можно привести перечень признаков, характерных для большинства детей с аутизмом. Характер проявлений, при этом, будет меняться в зависимости от возраста ребенка.

Особенности проявления аутизма у пациентов возрастом 2-11 лет
Дети, преодолевшие двухлетний возрастной рубеж, проявляют нижеперечисленные признаки аутизма:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • игры в одиночестве;
  • отсутствие интереса к общению с другими людьми;
  • отсутствие стремления к новым знакомствам и общению с другими людьми;
  • увлечение одним хобби, к примеру, рисованием или музыкой;
  • зацикленность на одном и том же слове или звуке;
  • панические атаки при смене обстановки;
  • сложности в освоении новых навыков.

Признаки аутизма в 11 лет и старше
Начиная с этого возрастного периода, у ребенка с аутизмом обычно проявляется способность к освоению элементарных коммуникационных навыков, но для подавляющего большинства детей по-прежнему характерно стремление к одиночеству.

К вышеперечисленным симптомам часто добавляются депрессивность и агрессивность. Половое созревание у детей, страдающих аутизмом, протекает тяжелее, чем у психически здоровых подростков.

Аутизм у ребенка: ключевые причины возникновения

Причины, из-за которых у детей способен возникнуть аутизм, достоверно не установлены. Существует множество предположений, но все они остаются теориями – клинических подтверждений по-прежнему нет.



Большинство исследователей склоняется к мнению, что аутизм является наследственным недугом. Наряду с этим, болезнь может возникнуть у ребенка, родившегося от здоровых мамы и папы.

Видео на тему:Причины аутизма: наследственность, ген аутизма, прививка АКДС, глютен

Согласно усредненным статистическим данным, чаще всего рассматриваемое отклонение встречается среди первенцев. Не исключается и вероятность того, что аутизм у ребенка может провоцироваться инфекционными болезнями вирусной природы (ветрянкой, краснухой и т.п.), перенесенными женщиной в период вынашивания плода.

Под воздействием подобного рода возбудителей могут происходить изменения строения детского мозга, способные вызвать аутизм.

Особенности развития ребенка с аутизмом




Среди характерных особенностей психического развития ребенка-аутиста следует отметить неоднозначность и противоречивость проявления признаков заболевания.

Ребенок может быть как умственно отсталым, так и очень умным, проявлять высочайшие способности в какой-либо культурно-научной сфере, но, при этом, не иметь возможности справляться с элементарными бытовыми задачами.

При разных обстоятельствах один и тот же пациент может демонстрировать невероятную проворность и быть очень неуклюжим в идентичной ситуации.

Если ребенок проявляет хорошие умственные способности, он, как правило, уделяет основное внимание какой-либо одной сфере деятельности, полностью исключая другие из круга своих интересов.

У ребенка с болезнью аутизм складываются собственные стереотипы. Он заключает свою жизнедеятельность в жесткие рамки, и если обстоятельства заставляют выходить за них, для пациента это сродни настоящей трагедии.

Подобные особенности поведения связаны, в первую очередь, с неофобией – боязнью получения новых знаний и навыков. В целом, ребенок-аутист может бояться на уровне фобии абсолютно всего. Нередко отмечается сенсорная фобия, характеризующаяся боязнью шумов, резких звуков, яркого освещения и т.д.

В особенно сложные периоды ребенок-аутист может проявлять агрессию к себе и окружающим. Чаще всего вспышки гнева и ярости возникают при попытке вмешательства в привычный жизненный уклад аутиста от посторонних.

Ребенок с рассматриваемым заболеванием будет исключительно избирательным в социальных контактах. Нередко дети-аутисты не демонстрируют никакой привязанности и любви даже к своим близким.

Характерные особенности отмечаются и в речевом развитии аутиста – такие дети склонны к «механической», негибкой, «попугайчастой» речи. Нередко проявляются симптомы эхолалирования, при которых пациент повторяет любую из услышанных где-нибудь фраз или слов, вне связи с особенностями окружающей обстановки.

Проблемы семьи, воспитывающей аутичного ребенка

Ключевая проблема, как правило, заключается в том, что понимание наличия аутизма у родного ребенка происходит очень внезапно. С малышом трудно идти на контакт и взаимодействовать, но родители успокаивают себя тем, что ребенку интересно наедине с самим собой и он проявляет хорошие навыки в чем-либо. Поэтому подтверждение диагноза обычно становится очень большим стрессом.

Еще бы: кажущаяся гениальность и одаренность малыша на практике оказывается отсутствием способности к обучаемости.

Специалист может предложить отправить ребенка на обучение в специальный интернат. Делать ли это – каждая семья решает самостоятельно.

С наибольшими трудностями обычно сталкиваются мамы детей-аутистов, т.к. с рождения малыша они не получают ожидаемой радости и положительных эмоций взамен на постоянные тревоги и хлопоты, как в нормальных семьях.

Ребенок отказывается смотреть людям в глаза, не идет на руки, не смеется и даже не проявляет любви и привязанности к родной маме.

В результате у женщины может сформироваться состояние эмоционального угнетения, раздражительности и сильной депрессии.

Наряду с этим, у аутичного ребенка может отмечаться сильная привязанность к кому-либо из близких. Отличать такую привязанность от обычной будет разве что невозможность подолгу смотреть в глаза собеседника и нежелание контактировать с другими людьми, не вошедшими в круг «избранных».

Отцы в большинстве своем проводят основную часть времени на службе, поэтому не настолько сильно поддаются воздействию стресса, характерного для воспитания больного ребенка. Наряду с этим, папы также чувствуют себя разочарованными и виноватыми, хотя и стараются скрывать эмоции.

Ситуация усугубляется тем фактом, что за «сложным» ребенком зачастую приходится ухаживать в течение всей жизни. В особой обстановке взрослеют сестры и братья аутистов: в быту им приходится испытывать некоторые сложности, т.к. родителям нередко приходится жертвовать их потребностями и интересами в пользу больного ребенка.

Можно ли вылечить аутизм?

Средств, позволяющих со 100%-й гарантией избавиться от аутизма, на сегодняшний день не существует. Пациентам, вступающим в борьбу с рассматриваемым заболеванием, необходимо настроиться, что этот процесс будет длительным и сложным, как физически, так и психологически. При этом методы, направленные на нормализацию состояния ребенка, необязательно дадут положительный результат.

Применять лекарства для устранения непосредственно аутизма бессмысленно, но избавить ребенка от сопутствующих ему симптомов с помощью медикаментов можно. Главные направления в борьбе с недугом – психотерапия и социальная адаптация.

Родители, занимающиеся лечением аутиста, должны придерживаться целого ряда рекомендаций.

  1. Терапия должна продолжаться не только в больнице, но и за ее пределами. Родители будут вынуждены ходить на приемы к психотерапевту, сообща работая над состоянием пациента.
  2. Лечением должен заниматься квалифицированный врач с соответствующим опытом. Часто менять психотерапевтов нельзя – из-за этого состояние пациента неизбежно ухудшится.
  3. В процессе лечения нужно постоянно работать над закреплением результатов, ежедневно прорабатывая уже освоенные навыки, пока ребенок не научится делать требуемые вещи самостоятельно. Даже после освоения навыков, к ним придется время от времени возвращаться.
  4. Родителям надо помнить и о собственном отдыхе – хотя бы 1 раз в 1-2 года им рекомендуется ездить в отпуск без ребенка.
  5. Пациент должен придерживаться режима дня.
  6. Родителям аутиста следует общаться с другими родителями, ведущими аналогичную борьбу – так будет легче справляться с болезнью. При клиниках формируются специализированные группы, члены которых общаются и делятся радостным опытом.
  7. Необходимо работать над способностью привлечения внимания ребенка, относясь спокойно и с пониманием к отсутствию реакции с его стороны.
  8. Нужно исключить вероятность изменения привычной для ребенка обстановки.

Прогноз в отношении аутизма различается в зависимости от особенностей конкретного случая. Так, некоторые дети учатся контактировать с другими людьми уже спустя 2-3 месяца после начала терапии, у других же положительных сдвигов не отмечается в течение долгих лет.

При любых обстоятельствах, надеяться на быстрый эффект не стоит – над ребенком придется работать в течение всей жизни.

Не опускайте руки, запаситесь терпением и будьте здоровы!

1200x628-6