Девиантное поведение как непринятие стандартов

Девиантное поведение как непринятие стандартов

Девиантное поведение характеризуется регулярными поступками индивида, которые не соответствуют устоявшимся, наиболее распространенным и общепринятым общественным стандартам

На негативное девиантное поведение общество реагирует неформальными и формальными санкциями. К первым относятся наказание, исправление, лечение или изоляция нарушителя. Рассматриваемое явление изучается социологией и психологией.

В качестве основоположника современной девиантологии принято рассматривать Эмиля Дюркгейма, французского социолога, благодаря его работе «Самоубийство». Им было введено понятие аномии, характеризующееся дезориентацией и запутанностью в обществе в период радикальных социальных перемен и кризисов.

В качестве примера такого состояния Эмиль приводит влияние внезапных подъемов и спадов в экономике на рост количества самоубийств. Роберт Кинг Мертон стал его последователем и оформил поведенческие реакции человека в одну из первых социологических классификаций в рамках собственной теории структурного функционализма.

Девиантное поведение определяется по-разному в зависимости от научной дисциплины.

  1. Для социальных наук это социальные явления, угрожающие социальному и физическому существованию человека в коллективе, окружении или социальной среде культурных ценностей и норм. Также это может быть нарушение процесса воспроизводства или усвоения ценностей и норм, а также процесса самореализации или саморазвития в обществе, где человек живет.
  2. Согласно психологическому подходу это отклонение от нравственных и социально-психологических норм, представленное в виде ошибочного антиобщественного образца решения конфликта. Проявляться он может в виде ущерба, который наносится общественному благополучию или нарушении общественно принятых норм.
  3. Согласно медицинскому подходу это отклонение от общепринятых рамок межличностных взаимодействий. Это могут быть поступки, действия и высказывания, которые совершаются в рамках разных форм нервно-психической патологии или психического здоровья.

Причины девиантного поведения


Причины рассматриваемого явления очень разнообразны – от исторических концепций до биогенетических теорий. В качестве основной причины стоит рассматривать несоответствие норм социума требованиям, которые выдвигает жизнь. Также это может быть несоответствие жизни интересам индивида.

В качестве провоцирующих факторов стоит рассмотреть следующие:

  • негативное воздействие массовой информации;
  • физиологические или психические отклонения в развитии;
  • психические заболевания;
  • деформация потребностей, личности, характера;
  • семейные проблемы или ошибки воспитания.

Ранее именно биологические особенности нарушителя использовались в качестве объяснения патологическому поведению, например, генетические отклонения, специфические физические черты. Также в ход шли психологические особенности – разные психические патологии или умственная отсталость.

Именно аддикция выступала в роли психологического механизма формирования большинства девиаций. Индивид, при этом, пытался избегать сложностей реальной жизни с помощью азартных игр, наркотиков, алкоголя. В итоге личность разрушается. В научной сфере психологическая и биологическая концепции однозначно не подтверждаются.

Социологические теории считаются более достоверными.

  1. Французский социолог Эмиль Дюркгейм разработал концепцию дезориентации, согласно которой провоцирующим факторов выступают социальные кризисы. Жизненные опыт индивида и принятые нормы не находят общих точек соприкосновения, в результате нормы пропадают.
  2. По мнению американского социолога Роберта Мертона девиантное поведение возникает по причине неспособности следовать нормам, но не из-за отсутствия таковых. Аномалия возникает, когда между предписанными социумом целями и одобряемыми средствами их достижения существует разрыв. Именно богатство и успех считаются ключевыми целями в современной культуре, но для их достижения человек не всегда получает от общества законные средства, поэтому он предпочитает незаконные средства или замену целей иллюзией благополучия посредством принятия алкоголя или наркотиков. Бунт против средств, целей, культуры и общества также считается одной из реакций такой личности.
  3. Теория навешивания ярлыков (стигматизация) допускает склонность каждого человека к нарушению норм, но девиантное поведение характерно именно для тех, на кого ярлык уже наклеен. Например, бывший преступник начал жить заново и забыл и преступном прошлом, но социум по-прежнему воспринимает его как преступный элемент, отказывает в работе, избегает общения. Как результат – возврат этого человека к преступной жизни.

Девиантное поведение чаще всего наблюдается именно среди молодежи, поскольку данная социальная группа считается наиболее уязвимой и нестабильной. Особого внимания требует молодежная преступность, наркомания и алкоголизм, борьба с которыми нуждается в комплексных мерах социального контроля.

Типы девиантного поведения


Учитывая особенности построения типологии патологического поведения, допускается использование других терминов для работы с понятием девиантное поведение – социально неадаптированное, саморазрушающее, психопатичное, акцентуированное, нестандартное, деструктивное, неадекватное, аддиктивное, дезадаптивное, антисоциальное, асоциальное, делинквентное или поведенческая патология.

Существует две категории девиаций:

  1. Скрытые или выраженные психопатии как результат несоответствия поведенческих реакций психическим нормам и стандартам. Потенциальными нарушителем может стать акцентуант, шизоид, эпилептиоид, астеник.
  2. Преступления и проступки, нарушающие культурные, правовые и социальные стандарты. Способ действий в данном случае называют криминальным или деликвентным.

Девиантное поведение может относиться к разным типам:

  • асоциальное предполагает субъективность мнения, плохой самоконтроль, плохое понимание реальности, полное социальное равнодушие, игнорирование общечеловеческих ценностей;
  • деликвентное связано с уголовно наказуемыми проступками;
  • антисоциальное или преступное имеет противоречия с общечеловеческими истинами, политикой или социальной идеологией;
  • игнорирование истинной реальности из-за гиперспособностей;
  • диссоциальное не подходит под психологические или медицинские стандарты действий, угрожающих целостности личности;
  • патохарактерологическое предполагает изменения в характере, которые стали результатом неправильного воспитания;
  • психопатологическое проявляется в виде психических болезней и расстройств;
  • девиации среди детей и подростков;
  • аддиктивные действия выражены уходом от реальности за счет приема психоактивных средств для изменения психического состояния;
  • саморазрушительное предполагает психическое или физическое разрушение, а также суицид.

Позитивная и негативная девиация

Девиантное поведение может быть негативным или позитивным, даже если это одно и то же действие.

  1. Позитивные аддиктивные действия способствуют развитию личности и социальному прогрессу. Это может быть одаренность или направленная на усовершенствование социума активность.
  2. Негативные действия нарушают существование или развитие социума. В качестве примера стоит привести бродяжничество, суицид, аддиктивные действия подростков.

Классификация



Не существует единой классификации рассматриваемого явления, но сферы педагогики, социологии, медицины, права и психологии выдвигают свои гипотезы.

  1. Согласно социологии любая девиация рассматривается как отдельное явление и может быть негативное или позитивной, массовой или индивидуальной, отклонением условной группы, официальной структуры, группы или лица. К типам отклонений относится проституция, растление несовершеннолетних, бродяжничество, преступность, аморальные поступки, суицид, наркомания, алкоголизм или хулиганство.
  2. Правовая сфера классифицирует дезадаптивные случае согласно уровню общественной опасности – дисциплинарные проступки, преступления, а также деликты.
  3. В педагогике понятия дезадаптация и поведенческое отклонение считаются практически идентичными, а на ребенка навешивается ярлык трудного ученика. Среди школьников это может быть школьная или социальная дезадаптация. К первой относится вранье, хулиганство, кражи, агрессия, курение, дисциплинарные нарушения, гиперактивность. Социальная дезадаптация в данном возрасте представлена преступлением, неизлечимым бродяжничеством, сексопатологическими девиациями, проституцией, аддикциями.
  4. Клиническая классификация придерживается патологических и возрастных критериев, которые уже приравниваются к заболеваниям. Для взрослых индивидов это расстройства сексуальных предпочтений, привычек и влечений, синдромы психических расстройств, связанных с физиологическими факторами, психические расстройства на фоне злоупотребления психоактивными веществами.

Рассмотренные классификации стоит воспринимать в комплексе, поскольку они удачно дополняют друг друга.

Девиантность или деликвентность

В зависимости от сферы, которая изучает девиантность, данное явление обретает разные нюансы и варианты действий. Часто можно увидеть приравнивание девиантного поведения к деликвентному.

В первом случае речь идет о системе проступков или отдельных проступках, которые никак не вписываются с социальные или моральные нормы. В случае деликвентного поведения принято рассматривать криминальные поступки на фоне психологической склонности к правонарушениям.

Несмотря на явные отличия между этими двумя понятиями, взаимосвязь между ними прослеживается всегда. Аморальные действия часто являются предшественником преступления. Вероятность деликвентного действия повышается, если индивид вовлечен в определенный тип девиации. Для социума деликвенты более опасны.

Симптоматика



Поведенческие отклонения определяются отрицательной оценкой со стигматизацией и регулярным нарушением социальных норм.

  1. Неприятие социальных стандартов является первым признаком. Следует также учитывать, что со временем эти стандарты могут изменяться. В качестве примера стоит привести отношение общественности к гомосексуальным отношениям.
  2. Первый признак девиантного поведения

  3. Порицание со стороны общественности является вторым признаком. Другие люди всегда демонстрируют негативную реакцию на поведенческое отклонение, а ярлыки «проститутка», «бандит», «алкаш» являются очередным тому подтверждением. Также всем известна проблема ресоциализации уголовников, которые обрели свободу.

Несмотря на точность этих двух характеристик, их недостаточно для постановки точного диагноза и грамотного планирования коррекции.

Актуально рассмотреть специальные признаки:

  • деструктивность представлена способностью вредить себе как личности или окружающим людям;
  • регулярное повторение действий, например, многократное воровство денег из родительского кошелька;
  • постепенное формирование;
  • рассматриваемое явление всегда анализируется в пределах медицинской нормы, поскольку в случае психического расстройства речь идет не о девианте, а о пациенте с патологической поведенческой реакцией;
  • выраженное половое или возрастное разнообразие;
  • социальная дезадаптация.

Профилактика девиантного поведения

Профилактика девиантности может быть первичной, вторичной или поздней.

  1. Первичная профилактика ориентирована на подростков и детей и предполагает повышение стойкости человека к провоцирующим факторам и их устранение.
  2. Вторичная профилактика проводится путем определения негативных условий и их коррекции при наличии первых признаков девиантного поведения.
  3. Поздняя профилактика считается узкоспециализированной и направлена на предупреждение рецидивов при наличии регулярно проявляющегося девиантного поведения.

Для работы с молодежью и подростками подходит психопрофилактическое направление, тогда как запущенные формы корректируются стационарно и амбулаторно психотерапевтами или психиатрами.