Тест Векслера

Тест Векслера — методика использования

Шкала или тест Векслера предназначается для определения степени интеллектуального развития человека и является одной из наиболее распространенных и известных методик проведения подобных исследований

В его основе лежит иерархическая модель интеллекта, которая также была разработана Векслером. С ее помощью можно проводить качественную диагностику не только общего интеллекта, но и его вербальных и невербальных составляющих.

Данный тест включает в себя 11 независимых субтестов, которые разгруппированы на 5 исследований невербального типа и 6 вербальных исследований. Все они включают различное количество вопросов или заданий, требующих выполнения, которые имеют тенденции к постепенному усложнению.

Вербальное тестирование необходимо для проверки общего уровня осведомленности человека, диагностики его понятливости и определения способностей относительно нахождения сходств между объектами или запоминания рядов чисел.

Невербальные тестирования строятся по совершенно иному принципу, они требуют от человека поиска не хватающих деталей в предлагаемой картине, определение правильной последовательности расположения объектов, совершения складывания различных фигур и выполнения прочих заданий. После выполнения каждого предложенного теста выносится оценка, исчисляемая в баллах, которые уже переводятся в унифицированные оценки шкалы, подвергающиеся тщательному анализу.

Анализ общих результатов тестирования позволяет установить не только IQ человека и его производные, но также и определить, какие сферы интеллектуальной деятельности имеют меньшее развитие и чем они могут быть компенсированы. Низкий балл, полученный хотя бы по одному из субтестов, является свидетельством наличия патологии психического развития или нервного расстройства.

Из истории


Тест Векслера был разработан в конце 30-х годов прошлого века, до его появления у специалистов не было других аналогичных способов определения уровня интеллектуального развития взрослого человека. Сам Векслер неоднократно подвергал критике шкалу Стэнфорд-Бине, поскольку она имела исключительно вербальное направление, именно поэтому в его тест было включено такое значительное количество заданий невербального типа.

Одна из основных сложностей заключалась в стандартизации новой школы, для получения объективных показателей использовались очень большие выборки среди взрослых людей без каких-либо отклонений в интеллектуальном развитии. При этом необходимо было строго контролировать профессиональный статус и образование у исследуемых людей, критерии неоднократно менялись. Для проведения итоговых исследований был откорректирован и возрастной диапазон, поскольку обследовались лица от 10 до 60 лет.

Окончательный отбор субтестов, которые были включены в созданную Векслером концепцию проведения исследований, был сформирован под воздействием следующих факторов:

  • достаточно высокий уровень связи с иными способами исследования интеллекта;
  • значительные различия в функциях, которые выполняют отдельные субтесты, что позволяло исключить субъективность конечного результата из-за слишком высокой степени внимания к определенным способностям или пробелам в знаниях у конкретного человека;
  • возможность анализировать результаты всех субтестов, что позволяет делать необходимые заключения.

Тест Векслера неоднократно подвергался коррекциям, его окончательная редакция была принята только в конце 40-х годов прошлого века. В первоначальных исследованиях приняло участие более 2000 человек, проживающих в разных регионах США, а также различающихся по возрасту, условиям жизни, цвету кожи и некоторым иными критериям.

Общие правила тестирования


Перед использованием рассматриваемой медики необходимо изучить общие рекомендации правила по проведению тестирования.

  1. Приступать к тестированию допускается только при наличии уверенности, что испытуемый обладает подобным желанием на текущий момент. Возможно, потребуется искусственное повышение его настроения.
  2. Исследование должно быть начато незаметно для испытуемого и напоминать обычную беседу или игру, у него не должно выработаться впечатление присутствия на экзамене.
  3. Специалисту необходимо следить за четкостью собственной дикции и соблюдением точности формулировок фраз.
  4. Все положительные ответы испытуемого должны поощряться.
  5. Ситуации, во время которых наблюдается неспособность испытуемого дать ответ на поставленный вопрос, должны сглаживаться, чтобы не вызывать у него дискомфорт или чувство раздражения.
  6. При отсутствии со стороны испытуемого хоть каких-либо ответов должна происходить стимуляция общения, при этом не допускается подводить его к даче конкретного ответа путем подсказок. Без получения ответа также не допускается осуществление перехода к новому заданию.
  7. В случае получения нескольких ответов на один вопрос, если они не противоречат друг другу, специалист должен самостоятельно выбрать наиболее положительный из них. При возникновении противоречия требуется задать уточняющий вопрос.
  8. При отсутствии ответа на протяжении 10-15 секунд требуется повторение вопроса, формулировка должна быть прежней. Исключение допускается только для субтеста под названием «Повторение цифр». Частичное исключение делается для «Арифметического субтеста»: повторение осуществляется только при наличии просьбы со стороны испытуемого, но при этом отсчет времени не подлежит обнулению.
  9. Дополнительные вопросы допускается задавать в ситуациях, когда данный ответ нельзя оценить в 0 или 1 балл.
  10. При исследовании ребенка могут возникнуть ситуации, когда задание выполнено с ошибкой, но время еще не истекло. Специалисту в таком случае требуется имитировать занятость иными процессами и предложить испытуемому еще некоторое время позаниматься своими делами.

Модификации



Тест Векслера имеет несколько различных модификаций. Основные варианты, используемые на сегодняшний день, рассмотрены ниже:

  • WAIS является тестированием, применяемым для исследования взрослых людей, возраст которых составляет от 16 до 64 лет;
  • WISC предназначен для проведения исследований среди детей и подростков, возраст испытуемых может составлять от 6,5 до 16,5 лет;
  • WPPSI используется для тестирования детей младшего возраста от 4 до 6,5 лет, но в отечественной практике эта модификация фактически не используется.

Видео Тест структуры интеллекта Векслера — «Лаборатории психофизиологического обеспечения «(«ЛПФО»)Россия, г.Новоуральск

WAIS

WAIS является классическим вариантом теста Векслера, который впервые был опубликован еще в середине 50-х годов прошлого века. Редакция WAIS-R была выпущена спустя 26 лет.

Вербальная шкала

Ниже перечисляются и более детально рассматриваются все субтесты, которые были включены в вербальную шкалу:

  1. «Общая осведомленность» состоит из 29 вопросов, которые необходимы для проверки наличия базовых знаний. Вопросы, связанные с теоретическими или какими-либо специальными знаниями исключены. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется балл.
  2. «Понимание» включает в себе 14 заданий, направленных на проверку правильности понимания испытуемым различных выражений. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  3. «Арифметика» также включает в себя 14 задач, все они были заимствованы из курса начальной школы. Решать их необходимо исключительно устно, поскольку проверяются способности испытуемого по мысленному оперированию числами. При оценке ответа также учитывается и затраченное на него время.
  4. «Нахождение сходства» состоит из 13 заданий. Все она заключается в определении общей категории для нескольких объектов, путем выяснения их схожих черт. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  5. «Запоминание цифр» состоит из двух частей. Первая из них содержит несколько рядов, в которых может быть от 3 до 9 чисел, от испытуемого требуется их запоминание и воспроизведение после прослушивания. Во второй части ряды содержат от 2 до 8 чисел, их воспроизведение осуществляемся в обратном порядке.
  6. «Словарный запас» необходим для проверки накопленного вербального опыта, позволяющего правильно определять понятия. От испытуемого требуется дать определения 10 простейшим словам из обычной разговорной речи; 20 более сложным словам и 12 абстрактным понятиям. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.

Невербальная шкала



Как уже упоминалось, невербальная шкала включает в себя 5 субтестов, которые более подробно рассматриваются ниже:

  1. «Шифровка» еще иногда называется «Цифровыми символами», это один из вариантов тестирований, направленных на осуществление кодовых замен. Испытуемому дается ключ, который содержит кодовые символы под каждой цифрой, он должео проставить их на 100 чисел, тратя на каждый процесс не более полторы минуты. Проведение данного исследования дает возможность проверить зрительно-моторную скорость.
  2. «Недостающие детали» заключается в следующем: испытуемому демонстрируется 21 карточка, на каждой картинке имеются отсутствующие детали, которые он должен определить, тратя на этот процесс не более 20 секунд. За каждый правильный ответ полагается начисление балла.
  3. «Конструирование блоков» представляется собой субтест, состоящий из 40 заданий, направленные на проверку двигательной координации, а также визуального синтеза. Испытуемому выдаются карточки с чертежами, окрашенными в красно-белый цвет, а также набор кубиков соответствующей раскраски. Ориентируясь на образец, он должен собрать из кубиков конструкцию. Во время проведения теста оценивается не только правильность совершаемых действий, но и затраченное время.
  4. «Последовательные картинки» является заданием, в основе которого находится 8 серий картинок, каждая из которых наделена своим сюжетом. Карточки демонстрируется с нарушением порядка, а испытуемый должен попробовать разложить их в правильном порядке, что позволяет оценить его способности организации целого из раздельных частей, а также общего понимания ситуации.
  5. «Сборка объекта» состоит из 4 заданий, которые заключаются в собирании из различных частей деталей определенной фигуры, которая должна быть хорошо знакома испытуемому, например, это может быть слон, человек или рука. При вынесении оценки также учитывается и затраченное время.

Обработка и интерпретация результатов

Все полученные результаты обрабатываются и подвергаются тщательному анализу. Процесс обработки на первом этапе заключается в подсчете и интерпретации набранных баллов во всех субтестах, а на втором этапе уже осуществляется аналитическая деятельность, касающаяся высчитанных коэффициентов. Финальная стадия подразумевает качественную интерпретацию профиля, при этом учитываются также и особенности поведения испытуемого в ходе прохождения тестов и другие сведения, полученные в результате наблюдений и способные оказать влияние на диагностику интеллектуальных способностей.

Ниже приводится стандартная классификация IQ-показателей по Векслеру:

  • Количество баллов от 130 и выше является признаком очень высокого уровня IQ, такой показатель наблюдается лишь у 2,2% населения;
  • 120-229 набранных баллов – это признак высокого уровня IQ, которым наделены 6,7% всего населения;
  • 110-119 набранных баллов считается нормальным показателем, который наблюдается у 16,1% населения;
  • 90-109 набранных баллов является средним и самым распространенным показателем, который наблюдается у половины населения;
  • 80-89 набранных баллов – это уже плохая норма, которая присутствует у 16,1% населения;
  • 69 баллов, а также меньшее набранное количество, свидетельствует о наличии умственных дефектов, которые наблюдаются у 2,2% населения.

WISC



Тест, предназначенный для тестирования исключительно детей, впервые был выпущен в 1950 году, а редакция WISC-R вышла только спустя 24 года.

Субтесты, включенные в него, соответствуют аналогам из WAIS, но они дополнены более легкими вопросами, отличающимися своей однотипностью, поскольку исследование рассчитано на детский возраст.

С учетом этой особенности был добавлен дополнительный субтест, предназначенный для прохождения лабиринтов.

К тому же по желанию специалиста субтесты «Понимание» и «Лабиринт» могут заменяться «Кодированием» и «Запоминанием цифр», но их показатели не будут учитываться во время подсчитывания IQ.

WPPSI

Тест Векслера, рассчитанный на детей самого младшего возраста, был впервые опубликован в 1967 году. Он включает в себя 10 основных и 1 дополнительный субтест, при этом 8 из них носят облегченный характер.

При проведении исследований рекомендуется чередовать вербальные и невербальные тестирования, процедуру можно реализовать в два захода, чтобы не утомлять ребенка. Принципиально новыми являются субтесты под названием «Геометрические схемы», «Предложения» и «Дом животного».

Субтест «Предложения» может быть использован в качестве дополнения либо замены «Запоминание цифр».

Субтест «Дом животного» подразумевает демонстрацию ребенку карточек, на которых изображена кошка, собака, рыба и цыпленок, после чего он должен соотнести животное с подходящим для него домиком.

Для выполнения тестирования «Геометрические схемы» ребенку дается 10 карточек с чертежами, которые он должен скопировать, воспользовавшись цветным карандашом.