Синдром Каннера — он же ранний детский аутизм
Синдром Каннера (он же – ранний детский аутизм) является тяжелой формой нарушения развития, симптомы которого сводятся к выраженному искажению нормальных психических процессов, поражающему, прежде всего, функции психосоциального и когнитивного уровня.
Для больных с рассматриваемым отклонением характерно стремление отстраняться от социальных контактов, вести замкнутый образ жизни. У них отмечаются неправильные сенсорные реакции, проблемы с развитием речевой функции.
Для постановки диагноза, специалист проводит динамическое наблюдение пациента с целью выявления свойственных для изучаемой патологии отклонений. Лечение базируется на синдромальных принципах в комплексе с коррекционной педагогической работой.
Основные сведения о патологии
Синдром Каннера основывается на стойких поведенческих, коммуникабельных и социальных нарушениях.
В соответствии с усредненными статистическими данными, заболевание проявляется у 2-4 детей из 10 000. При этом пациенты мужского пола болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки
Первые симптомы отклонения возникают до достижения 3-летнего возраста. Основная клиническая картина складывается к 2-5 годам. В среднем у 0,2% больных параллельно с ранним аутизмом развивается
умственная отсталость. Что примечательно, у малышей старше 5 лет изучаемый недуг не диагностируется. При наличии соответствующих симптомов, говорят о прочих отклонениях психического развития, преимущественно о шизофрении.
Причины появления заболевания
Достоверно причины возникновения заболевания, равно как и механизм его развития, полностью не установлены. Наряду с этим, существует множество гипотез и теорий.
Так, к примеру, в соответствии с положениями генной теории, детский аутизм возникает по причине генетических отклонений.
Если же верить тератогенной теорией, синдром появляется по причине воздействия на организм будущей матери разнообразных неблагоприятных средовых и экзогенных факторов. Из-за этого нарушается развитие нервной системы формирующегося плода, что в перспективе может привести к раннему аутизму.
В качестве неблагоприятных факторов рассматривают:
- неправильное питание, подразумевающее прием в пищу продуктов с содержанием нитратов, консервантов;
- употребление алкогольных напитков, наркотиков, курение;
- прием некоторых лекарственных препаратов;
- сильные стрессы;
- внутриутробные инфекции;
- воздействие радиации, фенола.
В соответствии с усредненными статистическими данными, до 30% больных с синдромом Каннера страдают эпилепсией. В данном случае имеет место перинатальная энцефалопатия, к возникновению которой чаще всего приводят такие факторы как: гипоксия формирующегося плода, токсикозы, родовые травмы и т.д.
По альтернативным теориям, рассматриваемый синдром может формироваться в результате нарушений иммунного, инфекционного, гормонального, а также метаболического плана.
Формы проявления отклонения
Болезнь относится к категории общих психических нарушений, сопровождающихся проблемами социально-бытового характера.
В эту же группу входят атипичный аутизм и синдром Ретта.
В соответствии с особенностями этиологии, болезнь классифицируется на следующие группы:
- эндогенно-наследственная – возникает по причине хромосомных нарушений;
- экзогенно-органическая;
- психогенная.
В отдельную группу относят ранний аутизм неясного происхождения.
В большинстве своем специалисты придерживаются классификации, предложенной К. С. Лебединской, разделившей больных детей на 4 основные группы.
- Отрешенные от окружающего. Таким пациентам не нужны социальные контакты, они не способны самостоятельно себя обслуживать.
- Отверженные от окружающего. Проявляются стереотипии сенсорного, речевого и двигательного типа, пациенты зачастую гипервозбудимы, не имеют чувства самосохранения.
- Замещающее окружающее. Проявляют страсть к отдельным предметам, имеют своеобразные интересы, эмоциональная привязанность к близким отсутствует.
- Сверхтормозимые к окружающему. Такие дети быстро истощаются, они ранимые, пугливые.
Симптомы недуга
Основные симптомы следующие:
- отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми;
- нарушения нормальных сенсорных реакций;
- стереотипии в различных проявлениях;
- нарушения развития коммуникативных функций.
Первые проблемы в плане социального взаимодействия возникают уже в раннем возрасте. Больной ребенок практически никогда не улыбается, он может не реагировать на клич по имени, избегать зрительного контакта, бояться посторонних, не общаться с другими детьми, не проявлять позитивных эмоций.
На привычные для большинства здоровых людей раздражители больные дети реагируют неадекватно. К примеру, даже неяркие вспышки гнева и незнакомый шум может вызвать страх, либо же, напротив, малыш не будет проявлять абсолютно никакой реакции, словно не замечая, что происходит.
Детям-аутистам чужды тактильные контакты – они никак на них не отвечают либо сопротивляются. Отмечается быстрая утомляемость от различной деятельности и простого общения.
Поведение развивается по стереотипному типу: действия и движения однообразные, все делается по заранее выбранному плану и шаблонам, отмечается привязанность к привычной обстановке. Мелкая моторика слаборазвита, присутствует двигательная неловкость, возможны повторяемые действия. Навыки самостоятельного обслуживания формируются позднее положенного.
У больных малышей отмечается запоздание характерного детского лепета и гуления. Самостоятельная речь развивается намного позже, чем у здоровых людей. Словарный запас скуден и однообразен.
Физическое развитие в большинстве случаев не страдает, но интеллект зачастую снижен. Более чем у половины пациентов отмечаются нарушения функции пищеварения.
Диагностирование и лечение
В соответствии с общепринятой медицинской классификацией болезней, о наличии рассматриваемого синдрома говорят в следующих случаях:
- при наличии выраженных проблем социального взаимодействия;
- при наличии коммуникативных нарушений;
- при стереотипности поведенческих проявлений.
Диагноз не ставится сразу – специалисту нужно понаблюдать за больным. Работа ведется комплексно с задействованием педиатра, психолога, психиатра, логопеда, невролога и, при необходимости, представителей других областей. Применяются всевозможные тесты, опросники и т.д.
При наличии судорожного синдрома, могут рекомендоваться КТ и МРТ. Если имеют место неврогенетические нарушения, пациенту рекомендуют проконсультироваться с генетиком. Лечением расстройств пищеварения занимается гастроэнтеролог.
Параллельно должны быть выполнены диагностические мероприятия, направленные на исключение/подтверждение наличия других заболеваний психики, перечень которых обычно включает: олигофрению, расстройства депривационного типа, задержки развития, шизофрению.
Полностью устранить рассматриваемый недуг силами современной медицины невозможно. Медикаменты назначаются для устранения симптомов.
При необходимости больной принимает препараты следующих групп:
- противосудорожные;
- психостимулирующие;
- антипсихотические.
В некоторых случаях положительные подвижки отмечаются при использовании методов электроакупунктуры.
Достоверные сведения о целесообразности и эффективности использования разнообразных экспериментальных терапевтических методик, к примеру, диеты без содержания глютена, отсутствуют.
Ключевые позиции в борьбе с изучаемым отклонением неизменно отводятся психотерапии. Пациенту показана психолого-педагогическая коррекция, работа с логопедом, помощь дефектологического характера. Практикуются игро-, трудо-, музыко-, арт-терапии.
В процессе сопутствующего обучения следует делать ставки на лучшие качества ребенка. К примеру, некоторым детям-аутистам нравится математика, другие проявляют успехи в живописи.
Ввиду невозможности избавиться от патологии в детстве, болезнь неизбежно даст о себе знать в период взросления пациента. В идеале, если недуг удается обнаружить в раннем возрасте и начать его правильно лечить, по статистике более чем 30% детей удается в достаточной степени социально адаптироваться. Без своевременной квалифицированной помощи более 65-70% больных остаются глубокими инвалидами, не имеющими навыков для самостоятельного обслуживания и взаимодействия с другими людьми.
Ввиду того что достоверные причины возникновения патологии неизвестны, дать какие-то конкретные рекомендации невозможно.
Можно лишь привести общие советы для женщин, собирающихся в ближайшем будущем стать мамами:
- грамотно планируйте беременность;
- правильно питайтесь;
- не подвергайте свой организм воздействию любого рода неблагоприятных факторов;
- не общайтесь с инфекционными пациентами;
- придерживайтесь рекомендаций ведущего вас специалиста.
Таким образом, синдром Каннера – это сложная многогранная болезнь, полностью избавиться от которой в настоящее время, к сожалению, невозможно. Людям, столкнувшимся с этой бедой, можно лишь пожелать удачи и терпения. Будьте здоровы!