Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития предполагает более позднее овладение ребенком навыками устной речи, если сравнивать со стандартами развитости малышей до трех лет.

Среди ключевых характеристик стоит отметить отсутствие связной к 3 и фразовой речи к 2 годам, несформированность экспрессивных навыков говорения, а также качественное и количественное недоразвитие словарного запаса.

Консультации таких специалистов, как детский психолог, логопед, отоларинголог и невролог являются обязательными, медицинское обследование проводится при необходимости. Для проведения коррекционной работы необходимо акцентировать внимание на медицинской и психолого-педагогической помощи.

Задержка речевого развития диагностируется в 3-4 года у 3-10% детей. Среди пациентов мальчиков в 4 раза больше. Данная патология негативно влияет на стабильность психических процессов, поэтому часто можно говорить о параллельном развитии ЗРР и ЗПР.

В литературе данные случаи диагностируются как ЗПРР – задержка психически-речевого развития.

Рассматриваемая проблема относится категории медико-педагогических и касается аспектов детской психологии, логопедии, детской неврологии и педиатрии.

Нормальное речевое развитие


Задержка речевого развития обусловлена нарушением основных этапов и условных норм речевой развитости детей малого возраста.

При появлении на свет ребёнок издаёт характерный крик, который выступает его первой речевой реакцией в итоге. Для реализации детскому крику необходимо участие голосовых, артикуляционных и дыхательных отделов речевого аппарата. Как правило, крик появляется на первой минуте жизни младенца, а его звучание и громкость могут рассказать о многом специалисту-неонатологу об общем состоянии новорожденного.

Считается, что первый год жизни — это предречевой (подготовительный) период, в процессе которого малыш проходит этапы гуления (1,5-2 месяца), лепета (4-5 месяцев), а также лепетных (7-8,5 месяцев) и первых слов (9-10 месяцев у девочек и на месяц позже у мальчиков – 11-12 месяцев).

Согласно нормам на первом году жизни активный словарь ребёнка насчитывает до десяти терминов, которые состоят из таких открытых слогов, как па-па, ма-ма, дя-дя, ба-ба и прочих. Пассивный словарь маленького ребенка может содержать до 200 выражений, это в основном названия повседневных действий и предметов. До определённых пор пассивный словарь значительно превышает активный, то есть число терминов, смысл которых ребёнку понятен, гораздо выше списка произносимых ребёнком.

В возрасте от 1,6 — 1,8 месяцев у малыша начинается «лексический взрыв», это когда слова из пассивного списка включаются в активный. Некоторые дети переживают затянутый период пассивный речевых навыков включительно до 2 лет, но в целом их психическое и речевое развитие проходит нормально. Чаще всего такие поздние малыши впоследствии не только догоняют рано заговоривших одногодок, но и перегоняют их в речевом развитии.

Специалисты утверждают, что когда словарь активных слов у ребёнка насчитывает порядком 40-60 слов, он способен перейти к произношению фраз. Приблизительно к двум годам жизни ребёнок начинает употреблять простые двухсловные предложения, а его активный словарь увеличивается до 50-100 слов.

В 2,5 малыш уже строит развернутые предложения из 3-4 слов.

В 3-4 года ваше чадо уже может усваивать некоторые грамматические формы, способно говорить предложениями, которые имеют смысловую связь, таким образом, у него формируется связная речь.

Также происходит активное использование местоимений, наречий и прилагательных, изучаются грамматические категории (изменение слов по родам и числам). Запас слов у дитя вырастает до 500-800 терминов в 3 года включительно и до 1000-1500 выражений к 4 годам.

Допускается отклонение нормы в сроках формирования рассматриваемых навыков на несколько месяцев у девочек и на 4-5 месяцев у мальчиков. Только специалисту под силу определить, есть ли запаздывание сроков формирования активной речи или же это всего лишь индивидуальная особенность.

Такими специалистами являются детские неврологи, логопеды, педиатры. Очень важна возможность наблюдать малыша в динамике.

Чтобы понять, насколько плачевна ситуация в каждом конкретном случае, стоит ознакомиться с нормами формирования речевых навыков для разных периодов взросления.

  1. В возрасте до 12 мес. ребенок произносит отдельные слоги и звуки, распознает предметы, которыми ежедневно пользуется. Это может быть стол, ложечка, бутылочка, коляска и т. д. В некоторых случаях наблюдается произношение отдельных слогов, которые можно принять за слова папа или мама.
  2. В возрасте до 15 месяцев малыш подражает взрослым в плане фраз и звуков, произносит первые простые двусложные слова. Наблюдается осознанная реакция на просьбу выполнить простые действия – танцевать, дать игрушку.
  3. Ребенок возрастом до 2 лет имеем словарный запас из 20-30 терминов, выговаривает простые предложения из нескольких слов, распознает часто используемые предметы и указывает на части тела по просьбе взрослых.
  4. Малыш в возрасте 3 лет оперирует словарным запасом из более сотни терминов, общается предложениями из более трех слов, умеет сравнивать предметы по характеристикам темное и светлое, маленькое и большое и т. д.

Причины задержки речевого развития


Среди причин рассматриваемой патологии выделяются социальные и биологические факторы.

  1. К биологическим, то есть органическим факторам принято относить наличие миниальной мозговой дисфункции из-за перинатальной энцефалопатии (перинатальное поражение головного мозга). Анамнез характеризуется следующими патологиями:
    • осложнения после вакцинации;
    • длительные и частые заболевания в раннем возрасте;
    • неонатальные энцефалиты и менингиты;
    • гипотрофия;
    • переношенность или недоношенность;
    • внутриутробные инфекции или родовые травмы;
    • асфиксия в родах или внутриутробная гипоксия.
  2. Тугоухость малыша также может выступить в роли физиологической причины ЗРР. Слуховой анализатор имеет непосредственное отношение к развитию и становлению речевых функций, то есть услышанная ребенком информация является основой для освоения необходимых навыков.
  3. Генетическая детерминация также имеет место быть при крайне медленном темпе формирования нервной системы. Объясняется это тем, что между темпами увеличения словарного запаса у родителей в детстве и у их ребенка есть прямая связь.
  4. Среди социально-педагогических предпосылок стоит выделить неблагоприятную микросоциальную среду, которая способствует дефициту речевых контактов:
    • педагогическая запущенность;
    • синдром госпитализма при длительных и частых заболеваниях;
    • невостребованнось речи, если в семье культура общения неразвита.
  5. Не менее негативно на развитие рассматриваемой патологии влияют эмоциональные стрессы, неблагоприятная речевая среда, билингвизм.
  6. Существенное негативное воздействие оказывает не только психосоциальная депривация, но также напротив, гиперопека. Невостребованность речевого общения в такой ситуации остается острым, поскольку каждое желание ребенка родители стремятся предупредить, при этом самостоятельное развитие умений не стимулируется. Если среда обитания чрезмерно информирована, ребенок имеет дело с избыточным потоком информации, но она вовсе не соответствует его возрасту. Наблюдается привыкание к отсутствию необходимости осмысливать значение выражений и прислушиваться к разговору. Индивид оперирует длинными шаблонными фразами, которые с развитием истинных умений не имеют ничего общего.

Задержка речевого развития в трети случаев остается без выясненной причины.

Критические периоды



Существует три критических периода в постнатальном развитии ребенка, когда развитие речевой системы одновременно наиболее интенсивное и ранимое за счет механизмов речевой деятельности.

Первый период – от года до двух. Корковые речевые зоны интенсивно развиваются, появляется риск проявления алалии или ЗРР при наличии неблагоприятных условий.

Второй период – в три года. Связная речь интенсивно развивается, возникает риск проявления заикания и мутизма.

Третий период – в 6-7 лет. Этот критический период характеризуется риском срыва нервной деятельности, что может повлечь за собой заикание. Детская афазия в данный период возникает при наличии органических поражений головного мозга.

Симптоматика

Признаки ЗРР на стадиях речевого онтогенеза представлены следующими факторами:

  • отсутствие реакции на звук, речь годовалого ребёнка;
  • аномалии в протекании доречевого периода (однотипная вокализация, беззвучность, слабая активность лепета и гуления);
  • эхолалии (попытка повторения чужих фраз без активности) у детей в возрасте полутора лет;
  • трудности в повторении действий, в выполнении простых заданий на слух в возрасте 1,5-2 лет;
  • самостоятельные слова в 2 года не появляются;
  • сложности в соединении выражений в простейшие фразы в 2,5-3 года;
  • неспообность говорить в 3 (только заученные фразы из мультфильмов, книг и прочее);
  • неречевые средства коммуникации (жесты, мимика).

Диагностика задержки речевого развития



Задержка речевого развития у ребенка диагностируется следующими специалистами: педиатр, логопед, детский психиатр, детский невролог, детский психолог.

  1. Педиатр должен оценить соматический статус, определить предварительно возможные причины ЗРР, а также он должен направить ребёнка к специалисту необходимого профиля.
  2. Для исследования микроорганического поражения мозга требуется неврологическая диагностика (ЭЭГ, дуплексное сканирование артерий головного мозга ребенку, ЭХОЭГ).
  3. Для исключения аденоидов, отита и тугоухости у дитя необходимо посетить детского отоларинголога.
  4. Диагностическое обследование речи и оценка общего психического состояние ребенка в раннем возрасте производится специалистом-логопедом, детским психологом с использованием денверского скринигового теста, а также шкалы Гриффитс, шкалы раннего формирования речевых навыков и шкалы Бейли.

В процессе логопедического обследования ребёнка с данной проблемой происходит изучение анамнестических данных и заключений специалистов, моторного развития детей, исследование состояния речевого аппарата, а также зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Учитывается специфика коммуникативной деятельности малыша.

У годовалых детей наблюдается голосовая и доречевая активность в естественных и провокационных ситуациях. Если слова есть, то определяется точно время их появления, а также рассчитывается объем пассивного и активного словаря ребёнка, его общая речевая активность, фразовая и связная речь.

Очень важно отличать задержку РР от таких нарушений в развитии, как аутизм, олигофрения, элективный мутизм.
Коррекция

Провоцирующие ЗРР факторы напрямую влияют на объем и характер коррекционной работы по отношению к детям с рассматриваемой проблемой.

  1. Если отставание становления речевых навыков вызвали социально-педагогические причины, необходимо первостепенно направить все усилия на формирование благоприятной речевой среды. Очень важно проговаривать каждое действие малыша, демонстрировать ему образцы грамотно поставленной, правильной речи, правильно подбирать речевой материал и всячески стимулировать формирование речевых навыков ребенка.
  2. При наличии дисфункции мозга в качестве ключевой причины ЗРР, коррекционно-педагогическая работа должна включать лечение у детского невролога. Актуально рассмотреть электрорефлексотерапию, магнитотерапию, транскраниальную микрополяризацию, массаж, а также прием ноотропных препаратов строго по предписанию врача.

Параллельно с упомянутыми мерами в зависимости от причины возникновения проблемы стоит заниматься с детским психологом, деятельность которого направлена на развитие познавательных процессов и речи. Также важно работать с логопедом.

В раннем детском возрасте уделять внимание стоит развитию мелкой моторики, полезными будут подвижные и пальчиковые игры, продуктивная деятельность в виде аппликации, лепки, рисования. Положительно влияют на развитие речевых навыков дидактические игры в виде специальных речевых игр или логопедического лото, развитие связной и активной речи, пассивного словаря, слухового и зрительного внимания.

Прогноз и профилактика



Эффективность коррекции напрямую зависит от того, насколько своевременно были предприняты меры по развитию ребенка. В старшем дошкольном периоде ребенок уже может разговаривать наравне со сверстниками, если ранее устранить негативные факторы, предрасполагающие к развитию патологии. На успех коррекции влияет слаженность педагогов и врачей, а также усилия родителей. Они должны строго соблюдать рекомендации специалистов и единые речевые требования.

Видео на тему: «Мифы и заблуждения о речевом развитии детей». Советы родителям от Коркошадзе Г.А,зав.отд.когнитивной педиатрии

Меры профилактики представлены обеспечением условий для благоприятного вынашивания плода, а также удачных родов и постнатального периода. Не менее важно предоставить ребенку возможность находиться с адекватной речевой среде и микросоциальных условиях.

  • развитие мелкой моторики удачно рассматривается в методике Монтессори;
  • частое общение с ребенком, чтение сказок и стихов, пение вместе с малышом;
  • поощрение общения со сверстниками, допускается общение с детьми старшего возраста;
  • благоприятно сказывается посещение детского сада или других детских учреждений;
  • освоение восприятия звуков на слух, можно произносить звуки вместе с ребенком перед зеркалом;
  • запрещено самостоятельно изготовлять и использовать логопедические проволочки и крючки, методика использования данных процедур может быть подобрана только квалифицированным специалистом в зависимости от конкретной ситуации;
  • делайте ребенку общий массаж тела, а также массаж ног и рук;
  • к категории массажных процедур относятся также пальчиковые игры, ребенок должен быть в них заинтересован (между развитием речи и активностью опорно-двигательного аппарата существует прямая связь);
  • развивайте спортивные навыки ребенка, очень полезно плавание;
  • акцентируйте внимание на упражнениях, которые способствуют развитию координации (вращение волчка, хождение по брусьям);
  • не бойтесь использовать методики, которые рекомендуют врачи.

Если в периоде до трех лет, родители заметили возрастную задержку развития, это еще не говорит о наличии патологии на 100%, но желательно побеспокоиться и своевременном обследовании малыша, если связная речь не появится к концу третьего года.

Отдавайте предпочтение развивающим игрушкам, подавайте ребенку ту информацию, которая относится к зоне ближайшего или актуального развития. В 2-2,5 года обязательно посетите логопеда.

Видео на тему: «Книги и игры при задержке речевого развития» -логопед,дефектолог Н.И Кулакова