Дебильность как легкая форма олигофрении

Дебильность как легкая форма олигофрении

Дебильность это легкая степень умственной отсталости, причина которой кроется в органических поражениях плода в утробе матери или задержкой развития.

Умственная отсталость или олигофрения является психическим недоразвитием интеллектуальной и познавательной деятельности человека, как результат органического поражения структур головного мозга.

Международная классификация болезней выделяет три формы умственной отсталости:

  1. Дебильность является самой простой формой олигофрении и самой распространенной.
  2. Имбецильность – умеренная степень олигофрении. Больные могут понимать обращенную речь и разговаривать.

Идиотия – самая тяжелая степень. Полностью отсутствуют примитивные реакции, речь, способность что-то понимать и осмысливать, нарушена координация движений.

Дебильность характеризуется низким уровнем способности к абстрактному мышлению и обобщениям. При этом моторика и координация движений сохранены.

При дебильности ребенок не может построить сложные умозаключения, не улавливает закономерной связи между предметами и событиями, не способен устанавливать причинно-следственную связь между ними.

Наблюдается недостаточное развитие волевых и нравственных качеств, легкая внушаемость.

Речь таких детей недостаточно развита, очень низкий словарный запас.

Нарушение корректируется психолого-педагогической и симптоматической терапией, а также мерами социальной адаптации, правильным психолого-педагогическим воспитанием, правильно организованным трудовым и школьным обучением.

Дебильность является самой распространенной формой умственной отсталости. Она наблюдается у 75% от всех детей, страдающих снижением интеллекта.

Данный термин также употребляется в понятиях легкая олигофрения или легкая субнормальность. При дебильности коэффициент интеллекта снижен и варьируется в показателях от 50-69. Многие путают дебильность с пограничной умственной отсталостью.

Следует помнить, что пограничная умственная отсталость возникает вследствие психологической задержки развития. Задержка вызывается внешними факторами. Например, неблагоприятными условиями жизни, интеллектуальной депривацией, приобретенными или врожденными психическими дефектами.

Задержка ограничивает познавательные возможности ребенка, но может корректироваться с помощью правильных психолого-педагогических мер. Дебильность также может быть легкой, средней и тяжелой, это зависит от степени недоразвития интеллекта. Помимо этого выделяют атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую форму, как и другие виды умственной отсталости.

Дебильность причины




Существует несколько причин проявления этой формы олигофрении:

  1. Генетические заболевания, зависящие от нарушения строения хромосом и сопровождающиеся отклонениями в физическом развитии. Например, синдром Дауна, Ангельмана и т. д.
  2. Влияние на организм матери вредных факторов во время беременности. К ним относится:
    • ионизирующее излучение (от рентгена);
    • химические вещества (бытовые токсины и т. д.);
    • инфекционные заболевания матери;
    • недоедание или нарушение диеты;
    • недостаток йода.
  3. Родовая травма, возникшая в процессе родов.
  4. Педагогическая запущенность в ранние годы жизни ребенка.
  5. Недостаток йода в организме ребенка в ранний период.

Классификация



Дебильность имеет разные стадии типы и формы, которые зависят от рассмотренных далее факторов.

Стадии дебильности

Степени дебильности выделяются в зависимости от степени умственного нарушения. Для оценки интеллектуальных возможностей используется показатель коэффициента IQ.

При этом нарушение может быть представлено тремя формами:

    • легкая форма при IQ = 65-69;
    • умеренная форма при IQ = 60-64;
    • глубокая форма при IQ = 50-59.

    Уровень интеллекта оценивается специальными психологическими методиками, включающими тесты на логику, пространственное мышление и т. д.

    Типы

    Типы дебильности различаются в зависимости от степени нарушения волевых процессов. Так выделяют:

      • гиподинамический тип — общая заторможенность психических процессов;
      • гипердинамический тип — двигательное беспокойство, расторможенность, безмотивные аффекты.

    Если правильно организовывать быт и правила труда для детей, страдающих дебильностью, они способны будут освоить несложные профессии и самостоятельно себя обслуживать. Для этого им необходимо руководство и поддержка.

    Формы

    Существуют также формы дебильности.

    Выделяют:

      • Стеническую форму, которая характеризуется добродушием больного, уравновешенным темпераментом, активностью.
      • Астеническую форму, для которой свойственна эмоциональная неустойчивость и переутомляемость.
      • Атоническая форма, характеризующаяся неспособностью пациента проявлять мотивированное поведение.
      • Дисфорическую форму. Самая редкая форма, имеющая выраженное эмоциональное расстройство, агрессивное поведение и склонности к саморазрушению личности.

    Симптомы и признаки




    Знание основных симптомов и признаков дебильности поможет быстрее начать все лечебные и профилактические меры.

      • Отставание в физической подготовке. Ребенок поздно начинает ходить, устает и нарушает координацию.
      • Речь развивается плохо, запас слов незначительный.
      • Нарушено абстрактное мышление, выражен конкретно-описательный тип мышления.
      • Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
      • Снижение уровня памяти. Проблемы в запоминании стихов, имен и т.д.
      • Снижена познавательная активность и воображение.
      • Внушаемость, склонность следовать асоциальному поведению.
      • Нарушения в эмоционально-волевой сфере, склонность к агрессии, раздражительности.

    Для каждого человека степень выраженности данных симптомов может быть разной, и поставить диагноз может только квалифицированный специалист после проведения диагностики.

    Диагностика нарушения

    Диагностика проводится в несколько этапов:

      • Сбор и анализ жалоб пациента и анамнеза заболевания. Учитываются следующие факторы:
        • возраст, когда начали проявляться первые признаки дебильности;
        • течение беременности матери;
        • факты простуды и инфекции в детстве;
        • недоедание в детстве.
      • На втором этапе происходит осмотр психиатром. Он оценивает интеллектуальные способности, используя опросники и шкалы. Происходит оценка речи, поведения в повседневных ситуациях, отношения к родным и близким.
      • Компьютерная томография и МРТ способны зафиксировать признаки повреждения мозга.
      • Консультации невролога в некоторых случаях.

    Дебильность лечение

    Дети с данным диагнозом должны находиться под постоянным наблюдением невролога и психиатра. Если дебильность была развита на фоне эндокринопатии, важно дополнительное наблюдение у эндокринолога.

    При возможности устранения основных причин нарушения можно использовать специальную терапию. Если был выявлен токсоплазмоз или сифилис, лечение проводится с помощью этиотропов. В некоторых случаях необходимо соблюдение диетического питания или гормональная терапия.

    При дебильности часто проводят симптоматическую терапию, которая включает препараты против судорог, ноотропы, психотропные препараты и витамины. Если наблюдается повышенная утомляемость, целесообразен прием психостимуляторов. Если есть склонность к повышенной возбудимости, рекомендуют эленимум, аминазин и т. д.

    Вместе с медикаментозным лечением необходимо корригирующее лечение. Используются методики педагогики, психологии и логопедии. Основная цель такого лечения заключается в психологической поддержке, коррекции нарушения обучаемости, приобретение навыков и знаний, необходимых для самостоятельной жизни. Занятия с логопедом проводятся с целью развития речи, коррекции брадилалии и заикания.

    Социальная адаптация

    Вопросы социальной адаптации разрешаются педиатрами, социальными работниками и психологами, педагогами, а также врачами детской неврологии и психиатрии.

    Основной задачей социальной адаптации является приспособление пациентов с дебильностью к нормальной, самостоятельной жизни, помощь с освоением профессии и бытовым навыкам самообслуживания.

    терапия дебильность

    Помимо этого необходимо уберечь человека от вовлечения в преступные группировки, предотвратить склонность к асоциальному поведению, поскольку именно люди с повышенной внушаемостью и исполнительностью используются незаконопослушными гражданами для достижения своих преступных целей.

    Очень важна в процессе социальной адаптации правильная организация возможностей получения академических знаний, навыков трудовой деятельности и быта.

    Дети с данным отклонением должны проходить обучение в специальных коррекционных учебных заведениях, программа обучения в которых полностью согласована с их умственными способностями. Классы для занятий должны быть с небольшой наполняемостью, чтобы каждый ребенок получал индивидуальный подход. Это делает обучение более эффективным.

    Люди с дебильностью после завершения обучения в школе способны освоить элементарную специализацию, уметь выполнять легкую работу. Профессия не должна требовать быстрого переключения внимания, проявления инициативы и принятия решений. Если процесс социальной адаптации построен правильно, большинство людей с нарушением интеллектуальной сферы легко адаптируется в обществе, способно вести трудовую деятельность, и заводить семью.

    Видео на тему: «Дебильность (Лёгкая умственная отсталость)»