Синдром дефицита внимания и гиперактивности- болезнь или выдумка?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности- болезнь или выдумка?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой неврологически-поведенческое расстройство в развитии, начиная с детского возраста

Это заболевание проявляется за счет таких симптомов, как гиперактивность, неуправляемая импульсивность, трудности при сосредоточивании.

При отсутствии приспособленности взрослый может испытывать трудности при восприятии информации, почувствовать снижение интеллекта. С точки зрения неврологии синдром дефицита внимания можно рассматривать как хронический и весьма устойчивый, способов лечения которого пока не нашли. Как правило, близко трети детей способны «перерасти» данное состояние либо приспособиться к нему уже во взрослой жизни.

Множество споров вызывает синдром дефицита внимания и его лечение, начиная с 1970 годов. Некоторые медики и вовсе сомневается в его существовании. Вместе с ними сомнениям данное состояние подвергают учителя, политики, средства массовой информации и родители. Даже те, кто считает, что данного заболевания не существует, не могут отрицать существование генетических и физиологических причин этого состояния.

Исследователи находят связь между климатическими факторами и развитием СДВГ у детей.

Причины


Пока ещё неизвестно, как и почему у ребёнка вдруг может развиться синдром дефицита внимания. Специалисты полагают, что симптомы могут обусловливаться целым комплексом различных факторов.

Например:

  1. У патологии есть тенденция наследственной передачи, что намекает на генетическую природу данного заболевания.
  2. Можно предположить, что чрезмерное употребление алкоголя, а также курения в период беременности, последующие недоношенность или преждевременные роды могут увеличивать вероятность возникновения проблемного состояния.
  3. Инфекционные заболевания мозга, а также его травмирование в раннем возрасте могут создать вероятность появления такого заболевания, как синдром дефицита внимания и гиперактивности.
    Дефицит таких химических веществ в областях головного мозга, как норадреналин и дофамин могут лечь в основу развития СДВГ. Все это лишний раз подчёркивает факт необходимости специализированного лечения и предшествующей ему тщательной диагностики.

Факторы риска

Стоит рассмотреть следующие негативные факторы, которые могут повлиять на развитие патологии.

  • токсины окружающей среды, такие как свинец, присутствующий в трубах и краске старых сооружений;
  • родители, сестры и братья, а также другие близкие родственники с таким расстройством или отклонениями психологического характера;
  • злоупотребление алкоголем, курение или наркотическая зависимость матери в период беременности;
    преждевременные роды;
  • воздействие различных токсических веществ на будущую мать, например, полихлорбифенилы.

Стоит ли обратиться к врачу?

Очень большое количество детей время от времени могут быть невнимательными, импульсивными и гиперактивными. Для детей дошкольного возраста нередко считается нормой подобное поведение, они могут быть невнимательными, не задерживаться подолгу на одном конкретном виде деятельности. Очень важно не путать это с симптомами такого заболевания, как синдром дефицита внимания.

Даже дети постарше и подростки могут иметь разный уровень увлеченности и активности в зависимости от того, насколько им интересен вид деятельности.

То же можно сказать и о гиперактивности. Малыши по своей природе — создания энергичные, способные измотать родителя, не уставая при этом ни на секунду.

Для некоторых детей вполне естественно быть более активными, чем остальные, в зависимости от генетического типа и не только. Если ваш ребёнок не очень хорошо учится в школе, но при этом он весьма неплохо справляется со своими домашними обязанности, не испытывает трудностей в общении с другими детьми и имеет круг друзей, то это не синдром дефицита внимания. То же можно сказать и о других детях, которые невнимательны и гиперактивны дома, а в стенах школы и в кругу друзей не испытывают проблем.

Если вам вдруг показалось, что ваш ребёнок проявляет симптомы рассматриваемого патологического состояния, рекомендуется незамедлительно обратиться к семейному врачу или к педиатру. Врач сможет провести первичное обследование и при необходимости отправить к более узкому специалисту. Уже при первичном обследовании врач сможет выявить причины проблем у вашего чада.

Если ребёнок однажды уже лечился, то ему придётся проверяться регулярно до тех пор, пока все симптомы значительно не уменьшатся, а уже после этого — раз в 3-4 месяца. Важно своевременно сообщать врачу о возможных побочных эффектах лечения, например, о проблемах со сном или потере аппетита, о повышении раздражительности или о том, что улучшений состояния не наблюдается.

Осложнения

Игнорирование ситуации может привести к следующим последствиям:

  • сложности в обучении, проблемы с успеваемости, обсуждения между учителями и другими детьми;
  • низкая самооценка;
  • частые повреждения и травмы;
  • сложности во взаимодействии с взрослыми и ровесниками;
  • повышены риски употребления наркотических средств, алкоголя и других вариантов девиантного поведения.

Сопутствующие патологии


Стоит рассмотреть следующие сопровождающие патологические состояния:

  1. Депрессивные состояния.
  2. Трудности обучения, проблемы коммуникативного характера, проблемы понимания.
  3. Тревожные расстройства, приводящие к сильным переживаниям, ухудшению симптомов, нервозности до тех пор, пока не вылечится тревога.
  4. Синдром Туретта — заболевание неврологического характера, при котором имеют место быть голосовые и повторяющиеся мышечные тики.
  5. Биполярные расстройства психики, совмещающие маниакальное поведение и частые депрессии.
  6. Поведенческие расстройства, асоциальное поведение, склонность к порче имущества, дракам, воровству, а также нанесению вреда животным и людям, окружающей среде.
  7. Оппозиционные вызывающие расстройства, проявляющиеся негативными, дерзкими и враждебными реакциями в ответ на авторитет.

Симптоматика


Существуют три категории поведения при данной патологии:

  1. Симптом гиперактивности. Ребёнок кажется избыточно общительным, нетерпеливым, неусидчивым и крайне суетливым. На уроках в школе он стремится сорваться с места в самый неподходящий момент. Дитя, словно заведённый механизм, постоянно пребывает в действии.
  2. giperaktivnost-u-deteyГиперактивность у детей

  3. Симптом невнимательности. Ребёнок легко и часто отвлекается, забывается, с большим трудом сосредотачивает внимание на чём-то одном. Невнимательность влияет на выполнение заданий, организацию и соблюдение определённых жизненных инструкций. Когда говоришь с невнимательным ребёнком, может показаться, что он вовсе не слушает. Малыш допускает множество ошибок из-за своей проблемы, теряет свои принадлежности и прочее.
  4. narushenie-vnimaniya-u-deteyНарушение внимания у детей

  5. Симптом импульсивности. Нередко ученик ведёт себя в классе несдержанно, выкрикивает ответ до того, как преподаватель завершит вопрос, перебивает, не может дождаться своей очереди и прочее.
  6. impulsivnost-sidrom-sdvgИмпульсивность — синдром СДВГ

Диагностика подтипов

  1. Расстройство с импульсивностью и гиперактивностью. У дитя как минимум шесть симптомов импульсивности и гиперактивности. Данное состояние можно ошибочно принять за недостаточную дисциплинированность и эмоциональные проблемы.
  2. СДВГ с дефицитом внимания. Шесть симптомов дефицита внимания, неспособность спокойно сидеть на месте и ладить со сверстниками, концентрировать внимание.
  3. Смешанный тип. Шесть и более симптомов болезни из каждого вышеуказанного списка.

Диагностика



Очень сложно установить диагноз до того времени, как симптомы не будут развиты полностью и не приведут к постоянным проблемам дома и в школе.

Актуально проведение следующих исследований:

  • расспрос учителей и членов семьи о ребёнке;
  • медосмотр для выявления других причин симптомов;
  • сбор информации о состоянии здоровья;
  • шкалы для объединения и оценки полученной информации.

Дифференциальная диагностика

Заболевания, аналогичные симптомам данной патологии или существующие параллельно:

  • синдром Туретта;
  • трудности говорения или обучения;
  • судорожные расстройства;
  • тревожные расстройства;
  • нарушения сна;
  • поражение головного мозга.

Диагностика дошкольников

Порой симптомы несложно определить даже у дошкольников, но в основном диагностика в этой возрастной группе заметно затруднена, поскольку такие проблемы развития, как нарушенная речь могут попросту приниматься за СДВГ ошибочно.

Именно поэтому дошкольников необходимо показывать специалистам: психологу, логопеду, психиатру, педиатру, иными словами, врачам, специализирующимся на развитии детей. Среди актуальных методов диагностики стоит выделить внешний опрос и психометрическое тестирование.

Лечение

Традиционно проблема лечится с использованием лекарственных препаратов, которые сопровождают консультацию, тренировки и образовательную программу. Такой подход позволяет лишь купировать симптоматику, но не излечить заболевание. Для определения более конкретных подходов может пройти немало времени и родители должны быть готовы к этому.

Стимуляторы

Психостимуляторы назначаются наиболее часто, они способны повысить и отрегулировать уровень нейромедиаторов, эффективно купируют симптомы гиперактивности.

В качестве примера стоит привести:

  • лиздексамфетамин или лисдексамфетамин (англ. Lisdexamfetamine);
  • дексамфетамин (синонимы: декстроамфетамин, D-амфетамин, (+)-амфетамин).
  • Перед назначением психостимуляторов со стороны врача разумным шагом будет расспросить родителей о наличии сердечных заболеваний, поскольку в таких случаях данные препараты могут спровоцировать нарушение работы сердца и дальнейший летальный исход.

    Консультации и коррекция поведения

    Консультации и бихевиористская терапия оказывают очень положительный эффект. Данной частью лечения должен заниматься социальный работник, психолог или психиатр.

    lechenie-sdvgЛечение СДВГ

    В некоторых случаях наблюдаются сопровождающие патологии в виде депрессии или тревожного расстройства, именно консультации способны решить такие проблемы.

    В качестве дополнительной меры стоит воспользоваться нейрофидбэк терапией, которая предполагает регистрацию активности головного мозга посредством специального аппарата во время того, как ребенок сосредотачивается на определенных задачах. Теоретически такой подход позволит купировать симптомы, но достаточного практического подтверждения он еще не получил.

    Домашнее лечение и образ жизни

    Необходимо постараться создать максимально благоприятные условия в школе и дома, чтобы ребенку было комфортно и ничего не мешало его всестороннему развитию.

    Условия дома

    Стоит изучить следующие рекомендации родителям для формирования благоприятной атмосферы дома:

    1. Не прекращайте демонстрировать ребенку свою любовь и поддержку. Не понижайте его самооценку и самоуважение, не акцентируйте внимание на плохом поведении.
    2. Оцените ребенка по достоинству, чаще проводите время вместе без других взрослых и детей. Позитивное внимание должно преобладать над негативным.
    3. Будьте конкретны, когда даете указания, используйте простые слова и говорите медленно. За один раз давайте одно указание. До и во время озвучивания цели смотрите ребенку в глаза.
    4. Организуйте время отдыха для малыша, защитите его от излишней усталости.
    5. Подберите способ дисциплинирования и улучшения самооценки. Отличным вариантом могут стать разные виды боевых искусств, танцы, музыка, искусство. Не нужно заставлять малыша заниматься, найдите у него особый талант, который есть у каждого.
    6. Строго придерживайтесь режима дня, отмечайте важные планы и праздники в большом календаре, который будет видеть маленький пациент. Таким детям сложно принимать изменения, поэтому они должны быть к ним готовы заранее. Не стоит внезапно переводить внимание с одной деятельности на другую.
    7. Оставайтесь спокойны, даже если ребенок вышел из-под контроля. Малыш может перенимать ваше поведение и успокаиваться.
    8. Для повышения дисциплинированности делайте перерывы, частые, но короткие.
    9. Старайтесь заранее определять сложную ситуацию и делать все для ее предотвращения. Для ребенка с рассматриваемым диагнозом это может быть долгий поход по магазинам, длинная лекция.
    10. Помните, пока вы сможете увидеть улучшения, должно пройти немало времени. Ориентируйтесь на реалистичные ожидания – ребенка и собственные.
    11. Не забывайте о собственном отдыхе, поскольку изможденные родители – это не то, что нужно детям.
    12. Вы можете заметить, что ребенок или вы сами ежедневно придерживаетесь одного и того же сценария. Возможно, пришло время его изменить. Не пытайтесь сразу охватить слишком много, ваши цели должны быть реалистичны.
    13. Жизнь ребенка должна быть максимально организованной, но речь не идет о железной дисциплине, все должно быть спокойно и гармонично. Жизнь по расписанию позволит малышу улучшить собственное поведение и чувствовать себя в безопасности. При необходимости переместиться из одного места в другое или перейти с одного занятия на другое, дайте ребенку пару минут.
    14. Поддержка здоровых отношений в семье является важным аспектом. Воспитание ребенка дается намного легче, если супруги живут в гармонии. Обязательно найдите время, чтобы укрепить отношения.

    Условия в школе

    Учителя и родители должны сотрудничать и учитывать потребности ребенка в следующих вопросах.

    1. Первостепенно обсуждению подлежит образовательная программа. В образовательном учреждении должны быть предусмотрены специальные программы для таких учеников. Изменению может подвергаться учебный план, система оценивания, способы самостоятельной работы или техника преподавания.
    2. Поведение ребенка с СДВГ в школе

    3. Иногда дети с таким расстройством эффективнее воспринимают материал, если не записывают его вручную, а обрабатывают на компьютере. Родители должны рассмотреть такой вариант с учителем.
    4. Необходимо поддерживать попытки учителей помогать ребенку во время уроков, убедится в том, что за его успеваемостью в школе следят, имеют достаточно терпения и гибкости, поощряют усилия.
    5. Введите практику заниматься йогой или медитировать после уроков в школе. Занимайтесь этим вместе с малышом, научите контролировать симптомы рассматриваемого состояния.

    Уход за ребенком представляет собой настоящее испытание, родители нередко могут огорчаться из-за его поведения и на то, какое впечатление он производит на посторонних людей. Конфликт в семье станет естественным результатом стресса, нередко сопровождающим негативным фактором выступают финансовые проблемы.

    При наличии сестер и братьев может возникнуть ситуация конфликтов между детьми, они могут не принимать достаточно участия и проблемный ребенок станет еще больше притягивать внимание родителей к себе. К этим сложностям необходимо подготовиться заранее.

    Профилактика


    Для предотвращения риска появления у вашего ребенка симптомов рассматриваемого нарушения, обязательно воспользуйтесь следующими рекомендациями.

    1. В период вынашивания плода старайтесь избегать любых негативных факторов, которые могут повлиять на его развитие – наркотики, курение, алкоголь, токсические вещества из внешней среды. Стоит также помнить о вреде пассивного курения, загрязняющих и токсических веществах свинцовой краски, промышленных и сельскохозяйственных химикатов.
    2. Просмотр телевизионных передач также должен быть ограничен, после рождения ребенка ограничьте для него просмотр телевизора и игры на компьютере.
    3. Воспитывая малыша, четко устанавливайте границы, придерживайтесь последовательности и старайтесь четко осознавать, какие последствия будет иметь его поведение.
    4. У малыша должно быть ясное представление о том, что ему предстоит сделать на протяжении дня – завтрак, поход в школу, уроки, уборка по дому и приему пищи, отдых и развлечения – все должно быть спланировано.
    5. Общаясь с ребенком, не отвлекайтесь на посторонние дела, зрительный контакт всегда должен присутствовать, всегда уделяйте пару минут на похвалу.

    Родители должны понимать, что залог успешной корректировки поведения малыша напрямую зависит от гармоничного сотрудничества с медиками и учителями. Важно обнаружить проблемы на ранней стадии для минимизации ущерба.